Вы решили приобрести ИБП для котла или насоса отопления , выбрали мощность и тип бесперебойника . Источники бесперебойного питания которые работают длительное время 2-8 часов оснащаются внешними АКБ. Естественное желание любого человека экономить деньги и купить надежную недорогую аккумуляторную батарею.После просмотра цен на аккумуляторы для ИБП , первое решение которое приходит в голову- купить для бесперебойника автомобильный аккумулятор. Давайте вместе разберемся, какую в результате экономию мы можем получить?
Чем автомобильный аккумулятор отличается от аккумулятора для ИБП ? Почему нельзя установить автомобильную батарею для работы с источником бесперебойной работы ?
Ответ на вопрос уже содержится в названии аккумуляторов автомобильного и для ИБП : они отличаются по предназначению и условиям функционирования. Автомобильная АКБ расположена в хорошо проветриваемом пространстве — под капотом автомобиля. Она предназначена для запуска двигателя при помощи стартера и подачи электрического тока на свечи зажигания у бензиновых двигателей. Этот процесс длится недолго, после запуска двигателя внутреннего сгорания питание всех систем происходит от работающего генератора. Несмотря на то, что цикл невелик, от аккумулятора требуется высокое значение тока за небольшой период времени для запуска двигателя. В процессе работы батарея теряет большую ёмкость.
Аккумуляторные батареи для ИБП располагаются, как правило, в малопроветриваемых помещениях и источники бесперебойного питания с такими батареями предназначены для длительной работы. Выбор ИБП и АКБ для бесперебойника определяется ёмкостью батарей и мощностью зарядного устройства бесперебойника. Аккумуляторы для ИБП равномерно отдают энергию и этот процесс длится долго.
Первое существенное различие между аккумуляторами - длительность цикла работы и равномерность выделения электрического тока.Это достигается за счёт толщины пластин (электродов) внутри аккумулятора. У автомобильной батареи средняя толщина электрода составляет1–1,2 мм, у аккумулятора для ИБП — 2–2,5 мм. Чем меньше толщина электродов, тем быстрее движутся электроны внутри батареи. Если автомобильный аккумулятор подключить к ИБП , то его пластины быстро разрушатся.
Второе отличие между АКБ- заключается в напряжении постоянного тока у зарядного устройства в машине и в бесперебойнике . Напряжение цепи постоянного тока автомобиля примерно равно14–14,2 В, у зарядного устройства ИБП оно составляет от 13,5 до 13,8 В. Автомобильные и аккумуляторы для ИБП рассчитаны на различные значения напряжения заряда. Если Вы подключите автомобильную батарею к ИБП , то она будет постоянно недозаряжена. Если аккумулятор заряжен не полностью, то время автономной работы будет меньше, чем при заряженном аккумуляторе. Полностью заряженная АКБ имеет высокое внутреннее сопротивление, поэтому при работе с ИБП потребляет во время заряда небольшой ток. У разряженного аккумулятора низкое внутреннее сопротивление, в процессе заряда он потребляет больший ток. Автомобильная батарея при работе с ИБП будет постоянно потреблять ток и никогда полностью не зарядится, это приводит к быстрому выходу из строя.
Третье отличие между автомобильным и АКБ для бесперебойника: в процессе заряда автомобильный аккумулятор выделяет водород. Когда АКБ установлена под капотом машины, то пространство вокруг АКБ хорошо проветривается, выделяемый водород быстро улетучивается. Если такой аккумулятор установить в помещении, то водород может скапливаться в замкнутом пространстве. Смесь водорода с воздухом образует очень опасную взрывоопасную смесь, которая может детонировать от любой искры, например, при включении или выключении света. Аккумулятор для ИБП полностью герметизирован, в процессе работы он не выделяет водород в атмосферу, а рециркулирует в пространстве батареи.
У автомобильного аккумулятора большой ток саморазряда. Автомобильные аккумуляторы заполнены жидким электролитом, а в жидкой среде химические процессы протекают быстро, за счёт чего срок службы АКБ меньше, чем в аккумуляторе для ИБП .
Батареи для бесперебойников изготовлены по технологии AGM: между электродами располагается губчатый материал, пропитанный электролитом, а не жидкий электролит. За счёт этого ток саморазряда невелик. Когда ИБП питается от батарей, то даже полностью заряженные автомобильные аккумуляторы проработают за счёт большого тока саморазряда меньше, чем АКБ серии AGM такой же ёмкости.
Автомобильная аккумуляторная батарея стоит дешевле аналогичной по ёмкости специализированной аккумуляторной батареи для ИБП, но экономия ощутима только при покупке. Очень быстро экономия превратится в убытки. В среднем, автомобильный аккумулятор на 100 А/ч стоит около 130$. и служит 2 года (с ИБП). Батарея для ИБП , например, Sven SV121000 на 100 А/ч стоит 270$, но служит до 10 лет. Получаем, что специализированные батареи в долгосрочной перспективе выгодней более чем в 2 раза.
Как показывает статистика сервисных центров по ремонту ИБП в 50% случаев поломок это происходит из-за использования автомобильных аккумуляторов для ИБП.
В интернете Вы сможете найти много информации на форумах как подключить автомобильную АКБ путем внесения изменения в схемы, но если Вы не планируете превращать свой дом в научную лабораторию, а подопытными в ней будут котел или насос отопления и Вам только необходима надежная их работа, то лучше купить аккумулятор который предусмотрен схемой, а не "придумывать велосипед".
Для надежной и длительной работы системы резервного электроснабжения в качестве АКБ лучше покупать специализированные аккумуляторы известных выполненные по технологии AGM.
Если Вам необходима помощь в выборе бесперебойника для котла и аккумулятора для него, звоните по телефонам указанным в разделе Контакты нашего сайта.